• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Общая характеристика понятий по теме исследования

инструментальный - когда труд рассматривается работником как источник благ (в работе главным образом ценит заработок);

профессиональный - когда труд рассматривается как возможность для работника реализовать свои знания, умения и т.д.;

патриотический - основанный на преданности своему делу, коллективу, стране;

хозяйский - когда работник выполняет свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на высоком вознаграждении (хозяин-собственник).

Трудовое поведение человека, его отношение к труду определяется различными побудителями. Внутренние побудители - потребности, интересы, желания, стремления, ценности, идеалы, мотивы, т.е. все то, что порождает сам человек, сталкиваясь с задачей. Внешние побудители - разнообразные средства экономического и социального воздействия, используемые в процессе управления для повышения трудовой активности работника. Они эффективны тогда, когда направлены на формирование внутренних побудителей.

В соответствии с типами побудителей различают «внутреннюю» и «внешнюю» типы мотивации.

Становление и развитие внутренних побудителей и есть суть процесса мотивации трудовой деятельности.

Способы мотивации трудовой деятельности.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

принудительная мотивация - основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.

Понятие стимула и стимулирования труда

Дадим несколько определений.

Стимул - это остроконечная палка, которой погоняли животных.

Стимулы - это внешние побуждения и элементы трудовой ситуации, которые влияют на поведение человека в сфере труда.

Стимулы - это рычаги воздействия или носители «раздражения», вызывающие действие определенных мотивов.

Из данных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку, стимул задается человеку кем-то извне.

В учебной литературе нет однозначного определения «стимулирование». Обратимся к более полным, раскрывающим смысл стимулирования как процесса, определениям.

Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов называется стимулированием.

Стимулирование труда - это процесс внешнего воздействия на работника (администрации, трудового коллектива и т.д.) с целью повышения эффективности его труда и производства в целом, которое включает в свою сферу его потребности, интересы, желания, стремления, цели, мотивацию поведения.

Другими словами, цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) того, что предусмотрено стандартными заданиями.

Задача стимулирования заключается в том, чтобы выбранная работником форма поведения соответствовала целям субъекта стимулирования и целям тех, кто эту ситуацию создал.

Выделяют следующие функции стимулирования труда:

Экономическая - заключатся в том, чтобы содействовать повышению эффективности производства, решению тех конкретных задач, которые на каждом историческом этапе стоят перед предприятием.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню