• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Особенности оценки эффективности в здравоохранении

Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), как правило, рассматриваются как главный микроэкономический элемент здравоохранения. Но деятельность ЛПУ, факторы ее успешности или неуспешности представляют значение, как для микроэкономического, так и макроэкономического анализа. Действительно, ЛПУ с одной стороны являются непосредственными поставщиками медицинских услуг, а, следовательно, характеристики их деятельности, по сути дела, определяют деятельность всего здравоохранения в целом; а с другой стороны, решения макроэкономического уровня, такие как формирование программы государственных гарантий, установление тарифов на медицинские услуги и др. являются управляющими воздействиями на деятельность ЛПУ.

Рисунок 2. Модель управления лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ)

На рисунке 2 схематично представлена модель управления ЛПУ с точки зрения макроэкономического анализа. В рамках этой модели предполагается, что управляющие воздействия внешнего (первого) блока управлений (МЗ РФ, территориальные органы здравоохранения, система ОМС) ul (t) формируются не только в зависимости от внешних факторов (экономическое положение страны, демографическая ситуация, научные и технологические разработки и т.д.), но и по результатам деятельности лечебно-профилактических учреждений y (t-l). К управляющим воздействиям такого рода относятся различные нормативы, программы государственных гарантий и территориальные программы ОМС, методические положения и др. Управляющие воздействия второго блока управления (т. е. менеджмент собственно ЛПУ) должны формироваться не только на основании распорядительных и нормативных предписаний внешнего блока управления ul (t), неуправляемых факторов внешней среды x (t), факторов внутреннего состояния ЛПУ (кадры, состояние материально-технической базы и пр.) a (t), но и на основании учета результативности и эффективности деятельности данного ЛПУ в предыдущий период, т.е. в зависимости от y (t-l).

Обратная связь, реализованная на основе учета результатов деятельности ЛПУ при принятии последующих решений как макроэкономического, так и микроэкономического уровня, может быть действенной только в том случае, если характеристики деятельности ЛПУ, во-первых, достаточно объективны, во-вторых, отражают различные аспекты деятельности ЛПУ, в-третьих, имеют как качественное, так и количественное представление. В идеальной ситуации должны быть известны некоторые рекомендуемые (оптимальные) значения этих характеристик, сравнения с которыми реальных значений позволяли бы делать вывод о степени отклонения фактической деятельности ЛПУ от возможной оптимальной траектории его развития.

Таким образом, адекватная и своевременная оценка деятельности ЛПУ является основой для принятия решений, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях здравоохранения.

В условиях полного государственного финансирования советского здравоохранения в качестве критериев успешности деятельности выступали характеристики экстенсивного развития, такие, как количество медицинского персонала, коек в стационарах, посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения и др. Анализ известных в мире моделей финансирования здравоохранения показывает, что независимо от принятой модели эти характеристики не только недостаточны, но могут давать искаженное представление о деятельности здравоохранения. Поэтому реформирование отечественного здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике сопровождается научно-методическими исследованиями, направленными на формирование системы критериев деятельности здравоохранения в целом и ЛПУ в частности.

ЛПУ являются организациями, осуществляющими социально-экономическую деятельность, и, следовательно, мы не имеем права измерять результативность их деятельности только категориями, присущими товаропроизводящим предприятиям, в частности, их рентабельностью. Как для всех организаций, производящих социально значимые услуги в условиях ограниченных ресурсов, для оценки успешности деятельности ЛПУ необходимы два вида критериев. Первая группа критериев характеризует так называемую действенность, результативность (effectiveness) в смысле достижения поставленной социальной цели, которую для здравоохранения можно сформулировать как обеспечение всеобщего и равноправного доступа к гарантированной государством медицинской помощи со стандартным уровнем качества. Вторая группа критериев должна характеризовать эффективность деятельности ЛПУ (efficiency) в смысле сопоставления затраченных ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) и степени достижения социальных целей. Критерии, характеризующие действенность здравоохранения в смысле достижения поставленной социальной цели, можно, в свою очередь, представить двумя группами характеристик. К первой группе относятся показатели структуры и объемов предоставляемой медицинской помощи, ко второй можно отнести показатели качества предоставляемой медицинской помощи.

Перейти на страницу: 1 2

Меню