• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Централизация и децентрализация

Централизация

- степень контроля информации лицом, которое держит в своих руках нити всего процесса принятия решений.

Централизация представляет собой концентрацию полномочий и ответственности по принятию решений в руках высших менеджеров организационной иерархии. Распределение полномочий и ответственности по принятию решений по всем уровням иерархии называется децентрализацией.

Централизованные ОСУ

К централизованным (их еще называют многоуровневыми) системам относятся системы с высокой иерархичностью и четкой централизацией. Вся власть в подобных системах сконцентрирована в руках высших по иерархии менеджеров такой организации.

Преимуществами многоуровневой структуры являются:

ü тщательный контроль руководства за работой подчиненных;

ü использование квалифицированных руководителей;

ü концентрация сил и средств на решении ключевых проблем.

Недостатки многоуровневых систем следующие:

ü длинные цепи команд и жесткий контроль высшего руководства замедляют реакцию на изменения;

ü контроль подавляет инициативу и никак не способствует росту квалификации работников;

ü из-за большой численности такие структуры относительно дороги.

Децентрализованные ОСУ

Как уже было сказано выше, децентрализация - это распределение полномочий и ответственности по принятию решений по всем уровням иерархической системы.

Выделяю шесть форм децентрализации:

ü горизонтальную децентрализацию, когда вся полнота власти остается на стратегическом апексе фирмы;

ü ограниченную горизонтальную (селективную) децентрализацию, когда стратегический центр делится своими полномочиями с техноструктурой, которая осуществляет стандартизацию всех остальных видов работ;

ü ограниченную вертикальную (параллельную) децентрализацию, когда менеджерам выделенных на рыночном основании единиц предоставляется право принятия основной части решений, которые затрагивают интересы их подразделений;

ü вертикально-горизонтальную децентрализацию, когда значительный объем властных полномочий передается операционному ядру - самому нижнему уровню структуры;

ü селективную вертикально-горизонтальную децентрализацию, где право принятия различных решений распределяется между различными структурами организации: менеджерами, штатными экспертами и операторами, находящимися на различных уровнях иерархии в своих структурах;

ü чистую децентрализацию, где власть практически равномерно распределена между всеми членами организации.

У децентрализованной системы существуют два основных преимущества:

ü децентрализация позволяет улучшить коммуникацию и ускорить принятие решений за счет увеличения самостоятельности менеджеров нижних уровней;

ü она позволяет увеличить мотивацию, повышая ответственность, увеличивая заинтересованность и вознаграждение подчиненных.

Однако, децентрализованные системы имеют и ряд ограничений:

ü в децентрализованной системе предъявляются высокие требования к квалификации и профессионализму персонала;

ü данные системы эффективны только в рыночных и адхократических культурах;

ü они малоэффективны в условиях политического или идеологического кризиса на предприятии;

ü такая система имеет высокую степень сопротивления изменениям (т.е. низкую гибкость).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что децентрализация вовсе не является «лекарством от всех болезней» организации. Плоские структуры, коими являются децентрализованные, лишены основных недостатков высокой иерархии, которая присуща многоуровневым системам, однако теряют и ее преимущества. Основной проблемой децентрализованных систем является то, что успешно использовать их можно только в тех случаях, когда собственные цели подразделений не противоречат целям организации.

Меню