Основные направления совершенствования мотивационных механизмов на предприятии АО "ЗЭТО"
Анализ использования мотивационных механизмов управления на предприятии АО "ЗЭТО" за 2006-2008 гг. позволил выявить следующие мотивирующие и демотивирующие факторы деятельности предприятия. Одними из стимулирующих факторов являются: четкое распределение деятельности по отделам, рациональная организация труда, отсутствие конкурентов в производстве отдельных видов электротермических установок. Перечень дестимулирующих факторов гораздо шире, поскольку включает в себя следующее: низкий уровень оплаты труда, отсутствие возможности карьерного роста, отсутствие системы доплат и вознаграждений, а также возможностей повышения квалификации за счет средств предприятия. Перечисленные демотивирующие факторы отрицательно сказываются как на мотивации персонала, так и на условиях труда, и на эффективности функционирования предприятия. В связи, с чем целесообразно осуществить ряд следующих мероприятий:
) Необходимо обеспечить повышение оплаты трудасотрудникам предприятия АО "ЗЭТО". Для этого необходимо на первоначальных стадиях расширить рынки сбыта. Поскольку в ходе проведенного анализа было выявлено, что на сегодняшний день существуют такие потенциальные рынки сбыта продукции, как: Румыния, Болгария, Турция и т.д. За счет поиска клиентов и увеличения рынка сбыта продукции, руководство предприятия АО "ЗЭТО" сможет повысить уровень ожидаемой прибыли и соответственно оплату труда сотрудников. На сегодняшний день спрос на изготавливаемую электротермическую продукцию значительно снизился, что отрицательно отразилось на ритмичности производства и на прибыли предприятия.
) Далее необходимо обеспечить выплату доплат и премийза внедрение рационализаторских предложений, а также за разработку дизайна продукции; предложений по повышению качества предлагаемой продукции. Материальное поощрение всегда являлось одним из эффективных методов мотивационного механизма, способствующих повышению работоспособности и вложению творческого вклада в осуществляемую деятельность. Предлагаем следующий перечень выплат премий и доплат:
оплата за все время сверхурочной работы должна производиться в двойном размере;
доплата за бригадирство в размере 20% от тарифной ставки;
выплата премий связанных с результативностью предприятия. Размер премии не должен превышать 40% должностного оклада;
выплата премий за внедрение рационализаторских предложений по повышению качества продукции;
выплата доплат за выслугу лет и т.п.
В условиях роста цен на наш взгляд, целесообразно шире использовать в качестве показателя премирования выполнение объемов продукции в натуральных показателях, тем самым поставив заработную плату руководителей в зависимость от прироста объемов продукции в натуральном выражении, а также ее качества и поставок по договорам.
) Необходимо создать на предприятии АО "ЗЭТО" предпосылки для карьерного роста
, повышения квалификации сотрудников. Руководству предприятия необходимо обеспечить повышение квалификации сотрудников за счет средств предприятия, посредством прохождения курсов, тренингов. А также обеспечить ротацию кадров. Кроме того, предлагается осуществлять планирование карьеры управленческих работников, а в качестве совершенствования системы мотивации их труда предлагается расширить их обязанности, повысить личную ответственность и заинтересованность.
) Повысить качество трудовой жизни
. Улучшение условий труда, в том числе путем оснащения рабочего места управленческих работников компьютерной техникой. Наличие компьютерной техники необходимо, поскольку компьютеризация производственных процессов, не только способствует оптимизации и ускорению процесса обработки информации, но и способствует повышению эффективности коммуникационных процессов на предприятии.
) Разработка мероприятий
по использованию сильных сторон и возможностей, а также разработка мероприятий для избежания негативных ситуаций на предприятии АО "ЗЭТО".
Возможности 1. Рост рынка сбыта продукции. 2. Возможность увеличения объема дополнительных услуг. 3. Постоянная потребность в спектре услуг определенных клиентов. 4. Наличие добросовестных поставщиков |
Угрозы 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Повышение культуры и качества жизни потребителя. 3. Нестабильная экономическая ситуация в стране. 4. Угроза увеличения налогового бремени. | |
Сильные стороны 1. Оптимальные цены. 2. Хорошее качество продаваемой продукции. 3. Отсутствие конкурентов в производстве определенных видов электротермических установок. 4. Четкое распределение деятельности по отделам. |
Мероприятия для усиления сильных сторон организации. 1. Регулярное проведение маркетинговых мероприятий (своими силами либо использовать разовые обращения к специалистам). 2. Дальнейшее повышение квалификации рабочих, менеджеров; их обучение. 3. Расширение ассортиментного перечня и внедрение новых услуг. 4. Совершенствование сервиса и качества обслуживания. |
Мероприятия по использованию сильных сторон по снятию угроз внешней среды. 1. Усиление контроля в организации. 2 Повышение заинтересованности кадров через разработку эффективной системы мотивации. |
Слабые стороны 1. Отсутствие бренда, редкое обновление имиджа компании. 2. Наличие конкурентов, производящих аналогичную продукцию более высокого качества и дизайна. 3. Отсутствие современных технологий и статистики для сбора информации. 4. Нет полной и полноценной системы маркетинга в организации. 5. Нет эффективной и полной системы мотивации персонала. 6. Ограниченность в финансовых ресурсах. |
Мероприятия по использованию возможностей внешней среды для снятия слабых сторон организации . 1. Формирование положительного образа и имиджа организации с целью ее выделения из ряда остальных и узнаваемости в глазах потенциальных покупателей. 2. Разработка внутренней управленческой отчетности и поиск резервов снижения издержек. 3. Оптимизация налогообложения. 4. Сотрудничество с постоянными поставщиками, применение и учет скидок при закупке сырья, материалов. |
Мероприятия для избежания негативных ситуаций в будущем (когда слабые стороны организации совпадают с угрозами внешней среды) 1. Разработка нового имиджа и фирменного стиля организации. 2. Проведение организованной рекламной кампании. |