• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Анализ теорий мотивации

Существует мнение, и с ним хочется согласиться, что потребности можно разделить на первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.д.), вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.д.) и третично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания в обществе и т.д.). «Попытка считать последний уровень в пирамиде Маслоу как соответствующий духовным потребностям, - на взгляд авторов - лишена оснований.…Самовыражение и самоактуализация могут иметь самые различные формы и иногда даже бесполезные для социума….Духовные потребности неразрывно связаны с устремлениями всеобщего характера. Потребность в самовыражении лишь тогда можно считать духовной потребностью, если….«сеет разумное, доброе, вечное».

Теория К. Альдерфера

Одной из упрощенных моделей теории Маслоу является теория потребностей существования, отношения и роста (или ERG - Existenc, Relatednes, Growth) американского ученого К. Альдерфера. Он выделил не пять, а три группы потребностей.

Потребности существования, к которым он отнес физиологические потребности, а также потребности в безопасности (за исключением групповой безопасности).

Социальные потребности включают потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других (стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных). Поэтому к данной группе можно отнести часть потребностей признания и социальные потребности из пирамиды Маслоу, а также ту часть потребностей безопасности, которая связана с групповой безопасностью.

Потребности личностного роста, т.е. потребности в самореализации, в том числе участие в управлении. Они аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.

Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что по Маслоу движение от потребности к потребности происходит только вверх. Альдерфер же считает возможным переход от одного уровня потребностей к другому в различных направлениях.

Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь зависимостей такого рода.

Чем менее удовлетворены потребности существования (E), тем сильнее они проявляются, их действие усиливается.

Чем полнее удовлетворены потребности существования (E), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).

Чем слабее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее действие потребностей существования (E).

Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее они проявляются, их действие усиливается.

Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).

Чем слабее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее действие социальных потребностей (R).

Чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя.

Теория Альдерфера, несмотря на достаточно небольшое количество подтверждений ее правильности, является полезной для практики управления. Она открывает для менеджеров дополнительные перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящиеся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Теория мотивационных (или приобретенных) потребностей Д. МакКлелланда

Одной из моделей мотивации, делающих основной упор на потребности высшего уровня, является теория Д. МакКлелланда. Он попытался выявить наиболее важные среди «вторичных» потребности, которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Автор рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения и выделил три их вида: принадлежности, достижения и власти. На их основе возникает и четвертая потребность - потребность в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации названных трех потребностей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Меню