• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Концепции лидерства в менеджменте

Каждая группа может отличаться от других потребностями, определяемыми социальными и психологическими характеристиками ее членов. Но можно выделить некоторые основные мотивы, объединяющие ожидания всех тех, кто готов подчиниться сильной воле вожака.

• Целеполагание. Многие люди не чувствуют в себе способности правильно выбрать цель, обеспечивающую им счастливую жизнь, поэтому ищут человека, который готов был бы делать это за них.

• Уверенность в достижимости выбранной цели. Определить главную задачу недостаточно, чтобы успешно ее решить. Нужно еще не сомневаться в своем выборе, что для обычного человека оказывается невероятно трудным делом. Поэтому люди, склонные быть ведомыми, и предпочитают доверяться лидеру: «Раз начальник сказал, что надо делать именно это, - значит, так оно и есть. Ему виднее. На то он и начальник».

• Психологическое бремя ответственности за результат. Если мы проявляем самостоятельность, то в случае неудачи приходится нести ответственность за ошибку (хотя бы перед собой). Для многих людей такое бремя оказывается невыносимым, и они предпочитают перекладывать его на лидера: «Мне сказали: «Делай так!» - я и делал. Моя забота - слушаться начальника». Поэтому для лидера недопустимо сваливать ответственность за неудачи на подчиненных. Если он хочет, чтобы ему были благодарны и доверяли, он всегда должен быть готов лично ответить за негативные результаты коллективного труда.

• Организация взаимодействия в группе (защита от внутренних угроз). Логику этой потребности ведомых можно выразить словами: «Защити нас от самих себя, а то мы поубиваем друг друга». Лидер всегда должен быть авторитетным судьей внутренних конфликтов коллектива (строгий, но справедливый!).

• Защита от внешних угроз. Многие люди не чувствуют в себе достаточных физических или психологических сил для противостояния серьезным угрозам внешнего мира. Они готовы отдать часть своей свободы вожаку в обмен на ощущение безопасности. Конечно, лидер не должен сам бросаться грудью на все «амбразуры», но он обязан организовать коллективную защиту, чтобы в случае каких либо осложнений у любого члена группы сохранялось ощущение крепкого тыла. Лучше всего суть этого передает символический клич «Наших бьют!», мобилизующий всех на помощь своему товарищу, попавшему в беду.

На основании перечисленных выше потребностей можно попробовать описать типичный образ лидера, представляемый ведомым. Хотя опять таки возможны отличительные особенности. Например, в одном коллективе ценят умение начальника при случае применить физическую силу и ненормативную лексику, а в другом - навыки изысканно одеваться и разговаривать с «большими» людьми. Но существуют и общие для всех групп качества лидера.

• Способность решать типичные профессиональные задачи, приводящие человека к житейскому счастью. Руководитель должен быть символом успеха, на который равняются остальные. Логика поведения людей в этом случае выражается словами: «Раз он сам сумел достигнуть желаемого для каждого из нас благополучия, то и нас приведет к тому же, если мы будем слушаться его во всем». Поэтому лидеру нужно стараться демонстрировать более высокий уровень личного благополучия, чем у любого его работника. Свои реальные личные проблемы ему придется прятать от посторонних глаз, чтобы не прослыть «сапожником без сапог». Таким образом, хороший начальник постоянно занимается проблемами своих подчиненных, а если до своих руки не доходят, то об этом никому ни слова!

• Способность быть счастливым. Счастье, удовольствие от собственного существования, по сути, можно назвать обобщенной потребностью, определяющей поведение человека. Многие из нас вроде бы имеют все необходимое для этого, тем не менее удовлетворения не испытывают. И лидер своим поведением должен показывать ведомым, что он не только имеет необходимые блага для счастливой жизни, но и способен успешно их применить по назначению. За человеком, у которого с лица не сходит несчастное выражение, массы не пойдут: никто не поверит в его способность обеспечить им радость, раз уж он сам не смог добиться того же для себя. В поведении лидера должно присутствовать то, что в последние годы обозначают модным словом «драйв»: когда все его поведение показывает высшую степень наслаждения от процесса и хочется присоединиться к нему в его занятии. Тем самым люди стремятся получить не меньшее удовлетворение от жизни, чем удалось достичь ему. Драйв - это психологическое заражение лидером других на примере своей счастливой жизни.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню